Если заказчик оплачивает командировочные

Четкого перечня расходов, которые заказчик может возместить исполнителю, гражданское законодательство не содержит. Статья 709 ГК РФ в отношении издержек исполнителя не содержит никаких ограничений, следовательно, возмещаться могут любые расходы. Но не стоит забывать о требовании экономической обоснованности расходов, которое не выполняется, если компенсация расходов не связана с исполнением обязательства заказчика по договору. Поэтому если стороны в договоре предусмотрели возможность возмещения расходов, но не указали конкретный перечень, то возмещению подлежат только те расходы, которые непосредственно связаны с выполнением подрядных работ. Расходы косвенного характера подлежат возмещению заказчиком лишь в случаях, прямо оговоренных в договоре. Рекомендуем, во избежание разногласий с контролирующими органами перечень расходов, компенсируемых подрядчику прописать в договоре или дополнительном соглашении к нему.

Свою позицию суды обосновывают следующим. Поскольку в договоре оплата цены подрядных работ не включает в себя возмещение расходов по оплате проезда, питания и проживания, несение данных расходов за счет заказчика имеет компенсационный характер, по сути представляя собой возложение на заказчика ряда обязанностей по договору подряда (частичное иждивение заказчика), указанные суммы не являются выручкой подрядчика и не облагаются НДС. Так как условие договора о возмещении затрат заказчиком не связано с расчетами за выполнение работы, то не имеет место реализация товаров (работ, услуг) в части суммы выплаченного подрядчику возмещения. Следовательно, эти суммы не являются объектом налогообложения и не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

Договор с организацией

Условия договора, предусматривающие право подрядчика на компенсацию его издержек, на практике формулируются по-разному. При необходимости в договор подряда включается отдельный пункт о компенсации понесенных подрядчиком расходов, связанных с выполнением работ. Можно ли трактовать оплату заказчиком по отдельному счету подрядчика его фактических затрат как изменение цены договора подряда? Среди специалистов нет единого мнения по этому вопросу.

Второй вариант более выгодный, так как позволяет подрядчику учесть свои расходы в размере фактических затрат. Поскольку компенсационные выплаты квалифицируются в качестве составляющей цены договора, то как подрядчик, так и заказчик не несут финансовых потерь в отношении ни прибыли, ни НДС.

На то, что такие затраты не могут быть учтены, как командировочные расходы, указывают также суды, в частности, в постановлениях ФАС Уральского округа от 19.01.09 г. № Ф09-10311/08-С3, ФАС Северо-Западного округа от 1.10.07 г. № А05-5368/2006–26 и др. В первом из них отмечено, что затраты налогоплательщика, связанные с проездом и проживанием аудиторов — сотрудников контрагента соответствуют критериям, установленным в п.п. 17, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Во втором разъяснено, что если между организациями заключен договор по оказанию консультационных услуг на территории заказчика, при этом договором предусмотрено, что заказчик обязан компенсировать контрагенту расходы на командировку (проезд, проживание, суточные), и данные расходы фактически произведены, документально подтверждены и экономически обоснованы, то они учитываются заказчиком при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании п.п. 15 и 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Расходы на командировки своих и «чужих» работников

Следовательно, организация не вправе учесть затраты на выплату компенсации расходов по проезду и проживанию «чужих» работников в составе расходов при исчислении налога на прибыль организаций в качестве командировочных расходов. Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 16.10.07 г. № 03-03-06/1/723, в котором разъяснено, что в соответствии с положениями ст. 166–168 ТК РФ и ст. 255 НК РФ российская организация вправе возмещать затраты по командировкам только в отношении штатных работников, с которыми организация заключила трудовые договоры.

Рекомендуем прочесть:  Оплата больничного листа по уходу за ребенком до 7 лет в 2020

Здравствуйте!
Остро встал вопрос о командировочных — согласно МДС 81.35-2004, командировочные вносятся в сводный сметный расчет. Это понятно, но наш веселый заказчик, долгих лет ему жизни, просит нас обосновать, почему он должен их оплачивать, тогда так в ТК РФ написано, что все командировки платит работодатель, то бишь мы)))
Мы заказчику отдали все необходимые постановления и письма, но они носят лишь рекомендательный характер, а вот документа, в котором твердо написано, что командировочные расходы подрядчика оплачивает заказчик — я не нашла. Его нет или я плохо искала?
В договоре указана твердая цена.

Заказчик ДОЛЖЕН оплачивать командировочные?

«Вопрос: Просим разъяснить, вправе или нет заказчик возмещать подрядной организации затраты на командировочные расходы, исходя из расчета нормативной трудоемкости с учетом трудозатрат, приходящихся на накладные расходы, временные здания и сооружения, зимнее удорожание.
Ответ: Экономическая эффективность и целесообразность выполнения отдельных видов работ с использованием рабочих, командированных из других районов, должна быть обоснована в проекте организации строительства (ПОС) или проекте производства работ (ППР), согласованном с заказчиком.
Заказчик должен согласовать с учетом сроков строительства и графика очередности выполнения работ, включая работы по возведению временных титульных зданий и сооружений, состав командируемых рабочих по количеству, квалификационному составу и специальности.
При этом необходимо учитывать данные центров по труду и занятости об обеспечении региона необходимыми трудовыми ресурсами.
Затраты труда рабочих на устройство временных зданий и сооружений определяются на основании смет на указанные объекты по данным ПОС.»

Ваша реклама

Спасибо всем огромное! tulenin, мое горячее сибирское сердце теперь отныне Ваше))) (Чему я радуюсь?)
В общем, я получила ответ на свой вопрос. Насколько я поняла, возможность получить свои законные командировочные есть только через суд либо допиками.
Вот теперь как то надо до руководства донести это все.

Налог принимается к вычету после использования билета и утверждения авансового отчета, в котором этот билет будет отражен. До этого момента нельзя подтвердить, что услуги по перевозке действительно оказаны и приняты к учету. Ну а НДС в отношении услуг посредника принимается к вычету в общем порядке: по счету-фактуре, после принятия этих услуг к учету.

Чтобы направить сотрудника в командировку, в первую очередь необходимо оформить соответствующий приказ. Для этого лучше использовать унифицированную форму № Т-9. Составление приказа в свободной форме тоже возможно (по этому поводу см. письма Роструда от 23.01.2013 № ПГ/10659-6-1, от 14.02.2013 № ПГ/1487-6-1), но на практике может вызвать вопросы проверяющих.

Документальное оформление командировки

Для бухгалтера проще всего, когда работник приобретает билеты самостоятельно. Тогда они указываются в авансовом отчете, а их стоимость после утверждения авансового отчета относится на командировочные расходы. В бухгалтерском учете в этом случае отражаются лишь расходы на основании авансового отчета.

Согласно Трудовому Кодексу (ТК) России (статья 166) служебная командировка – поездка работника по приказу работодателя в иной населённый пункт для выполнения конкретного индивидуального задания на определённый срок (заключение договоров, сопровождение грузов, участие в семинарах и симпозиумах, проверка деятельности подчинённых организаций). Если работа по специфике имеет разъездной характер (геологи, дальнобойщики, вахтенный метод), то поездка к командировке не относится.

Документальное оформление

После проверки отчёта бухгалтером и утверждения руководителем перерасход денежных средств возвращается в кассу предприятия, задолженность выплачивается работнику. Если переходящая командировка, в каком месяце начислять расходы и отражать в учёте, свидетельствует дата утверждения отчёта, формирующая бухгалтерские проводки.

Рекомендуем прочесть:  Скидка пенсионерам на транспортный налог

Авансовый отчёт

Отражение расходов в учёте, оплата командировки и окончательный расчёт с подотчётным лицом производятся на основании авансового отчёта, который предоставляется в бухгалтерию в течение 3-х рабочих дней после прибытия.
Приложениями к отчёту являются сопроводительные документы:

К подтверждающим документам по возмещаемым командировочным расходам в этом случае можно отнести реестр затрат, связанных с проездом и проживанием работников подрядчика, список таких работников, копии счетов из гостиниц, билетов на проезд, счетов-фактур, платежных поручений.

Командировки, предполагающие выполнение строительных работ, не должны быть более одного года. С 61-го дня нахождения сотрудником в рабочей поездке за пределами России суточные выплачиваются по нормам, согласно действующему установленному законодательству.

Компенсация расходов подрядчику

Фирма арендует помещение. В нем установлены телефоны. Организация заключила договор на предоставление услуг связи с этих телефонов с городской телефонной сетью. Можно ли включить оплату за подключение в расходы при расчете налога на прибыль? В целях налогообложения фирма применяет метод начисления.

Пункт 1 ст. 252 НК РФ.
Пункт 2 ст. 709 ГК РФ.
Постановления ФАС ЗСО от 12.03.2009 N Ф04-1010/2009(961-А27-31), Ф04-1010/2009(962-А27-31); ФАС СЗО от 30.10.2008 по делу N А56-2914/2008; ФАС УО от 30.04.2009 N Ф09-2594/09-С3.
Пункт 2 ст. 709, ст. 783 ГК РФ.

При этом цена договора подряда включает в себя не только вознаграждение подрядчика, но и компенсацию его издержек . А следовательно, издержки подрядчика, необходимые для выполнения договора подряда, в частности его командировочные расходы, являются и затратами заказчика и могут быть учтены в налоговых расходах .

Сумма возмещаемых издержек выделена в договоре отдельно

Контролирующие органы считают, что учесть в расходах затраты на командировку можно лишь по своим работникам, с которыми заключены трудовые договоры . И поскольку получается, что заказчик возмещает командировочные расходы не своим работникам, а работникам подрядчика, то налоговые органы возражают против признания заказчиком в налоговых расходах суммы такого возмещения.

Также работодатель может закрепить во внутреннем регламенте необходимость подачи предварительного расчета, служебной записки, заявления на командировочные расходы или разработку сметы командировочных расходов, образцы которых желательно закрепить в локальном акте.

Что входит в перечень командировочных расходов

Оплата транспортных расходов в командировке может происходить с учетом норм, установленным по категориям сотрудников. Например, в локальном акте работодатель может закрепить, что руководство компании, включая заместителей директора, имеет право на проезд первым классом в ж/д вагоне и перелет бизнес-классом. Для всех остальных сотрудников – плацкарт и эконом-класс соответственно. И это не будет нарушением оплаты расходов на служебные командировки.

Оплата командировочных расходов по договору

  • суточные расходы (подробнее о суточных вы можете прочитать в статье «Размер суточных при командировках и их расчет»);
  • транспортные расходы;
  • расходы на жилье;
  • оплата визы и пошлина за оформление загранпаспорта;
  • консульские сборы;
  • сборы за право выезда/въезда;
  • сбор за платные дороги;
  • оформление обязательной страховки;
  • обязательные сборы и платежи;
  • другие расходы, произведенные сотрудником в командировке с согласия руководства.

По прибытию из командировки директор также обязан сдать подтверждающие расходные документы и остатки авансового платежа. При перерасходе средств необходимо подтвердить расходы в общем порядке.

Транспортные расходы включают в себя стоимость проезда любым видом транспорта (кроме такси) к месту назначения, стоимость страховки, цену предварительного бронирования, а также цену постельных принадлежностей, если это необходимо.

Прочие расходы

  1. наименование своей организации;
  2. дату первичного формирования авансового отчета;
  3. данные о самом командировочном (Ф.И.О., профессия или должность работника, табельный или личный номер);
  4. назначение авансовой суммы.

Ссылка на основную публикацию