Содержание
- 1 — Почему просто не пойти за образованием в вуз?
- 1.1 — Более опытные педагоги обычно работают по своей программе , которую когда-то составили. А стоит ли ее периодически обновлять?
- 1.2 — Ключ от вашего ребенка лежит не у меня, а у вас, помогите мне найти этот ключ. Я не враг, хочу помочь вашему ребенку стать успешным, чтобы он знал, что его ожидает. Ребенок не должен жить в школе, как в сказке, он должен жить в реальном обществе с реальными людьми. Чтобы потом смог правильно расставлять приоритеты в жизни, — убеждена наша собеседница.
- 2 Дулма Чибакова
- 3 Поиск работы
Профессия учителя привлекает меня прежде всего своей гуманностью и благородством. Сейчас, отдав школе 31 год, я хорошо знаю, чтобы быть современным учителем, надо много работать над собой, надо самосовершенствоваться; уметь признавать свои ошибки. Быть учителем для меня — значит быть человеком творческим, индивидуальным, постоянно стремящимся к подлинно человеческому контакту с учениками, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией.
Да, профессия учителя — одна из самых уважаемых и почитаемых на селе, но и самая ответственная на селе. Здесь учитель у всех на виду, всю жизнь живет как на сцене перед зрителями–односельчанами (а вместе с ним – вся его семья). Ответственно? Да… Но и почетно, чувствуешь свою значимость на земле. На селе учитель всегда был больше, чем просто учитель. Со мной советуются не только ученики, но и их родители.
Предварительный просмотр:
«…Это не правда, будто в деревне скучно. Бедности в деревне много, — вот это правда, и, значит, надо делать так, чтобы было поменьше этой бедности, — помогать деревенским людям, трудиться с ними и для них…И хорошо можно жить в деревне!» — такой совет дает отец сыну в рассказе И.А.Бунина «Деревня».
В реальности картина чуть иная: есть более популярные вакансии, есть менее популярные. К тому же учителей по одним предметам требуется больше, чем по другим – и это тоже ужесточает конкурс по отдельным вакансиям.
В России существует обширная система подготовки педагогических кадров, и она получает значительное количество бюджетных мест. В 2020/2021 учебном году число бюджетных мест вырастет еще сильнее – это будет 88 тысяч (и это более 17% от общего числа).
Сколько учителей не хватает в России?
Проблема сельских школ, скорее, в другом: зарплаты несоизмеримо более низкие по сравнению с городскими, а в малокомплектных школах один учитель может работать с двукратной нагрузкой в 36 часов в неделю. В этом случае обычно принимают на работу еще одного учителя, но против уже администрация: если увеличится число учителей, средняя зарплата снизится. А это уже путь к невыполнению «Майских указов» (будто они выполнялись до этого).
«Окончив университет, я пришел в школу и понял, что оказался именно там, где нужно. А в селе возможен еще и хороший карьерный рост. Можно развиваться не только в учебном учреждении: три года я баллотировался в районные депутаты, я являюсь представителем избирателей по 15-му округу села Налобиха, заместителем председателя районного совета народных депутатов, возглавляю фракцию «Единая Россия» — так быстро всего этого достичь можно здесь. А вот если бы мы остались в городе, у нас и жилье вряд ли бы появилось», — уверен герой нашего проекта.
«Узнав о программе, мы сразу решили принять участие. На Алтайский край было всего 32 места. И в число этих людей нам удалось попасть. Прошла моя супруга, так как данному учреждению нужен был именно учитель английского языка, а я преподаю немецкий. Конечно, нами заинтересовались сразу — мы семейная пара и оба учителя», — рассказывает Константин Литвиненко.
Опросы
«Взрослеешь, планы твои меняются. Я прихожу в свою школу в 8 утра и ухожу в 18:00, мне нравится работать. Я не жалею о сделанном выборе. Из профессии я не уйду, мне кажется, это мое призвание», — делится Кристина.
— Об этом меня спрашивали все близкие. Во-первых , несколько лет в университете учиться теории педагогики в отрыве от практики — не самый эффективный метод. Здесь же мы одновременно и получаем образование , и применяем знания в работе.
— Почему просто не пойти за образованием в вуз?
— Скачать программу в интернете легко , но , если хочешь по-своему , по-другому — придется долго разбираться. До начала учебного года хочу потратить на это время , поразмышлять и сделать реально работающую вещь , а не простую формальность.
— Более опытные педагоги обычно работают по своей программе , которую когда-то составили. А стоит ли ее периодически обновлять?
Вообще , в Росве есть спортивные секции , творческие кружки в клубе. Но уровень допобразования в селе часто ниже , чем в городе , поэтому местные дети далеко не всегда могут участвовать в каких-то региональных и даже районных конкурсах , соревнованиях. К тому же есть очень много вещей , которые будут необходимы во взрослой жизни и в будущей профессии , но этого не преподают ни на уроках , ни на дополнительных занятиях.
Но, невзирая на такой изнуряющий и тяжелый труд, нынешняя зарплата педагога за урочную деятельность остается маленькой. Поэтому начинается конкурентная борьба за стимулирующие выплаты, которые назначаются за конкурс, олимпиаду или участие в профессиональном конкурсе.
За все время работы Антонида Леонидовна воспитала не одно поколение достойных учеников. Совмещая пост директора и работу учителя русского языка и литературы, своим призванием она считает именно последнее.
— Ключ от вашего ребенка лежит не у меня, а у вас, помогите мне найти этот ключ. Я не враг, хочу помочь вашему ребенку стать успешным, чтобы он знал, что его ожидает. Ребенок не должен жить в школе, как в сказке, он должен жить в реальном обществе с реальными людьми. Чтобы потом смог правильно расставлять приоритеты в жизни, — убеждена наша собеседница.
Ко всему прочему, учителей сегодня обложили различными бумагами и отчетами, завалили планами и программами, которые иногда могут содержать в себе 200 листов. На подготовку к уроку у них попросту не остается времени.
Я столкнулась с необычной проблемой: родители на карантине сами вспомнили свою школьную жизнь и активно включаются в процесс обучения. С одной стороны, это хорошо, но иногда они делают за ребенка абсолютно все. Все чаще я получаю задания, написанные аккуратным взрослым почерком.
Дулма Чибакова
О дистанционном обучении в сельской местности много стереотипов: кажется, что половина жителей сидит без интернета, а другая — без компьютеров и телефонов. Это не так. Бывают разные случаи, но все легко решается. Два года назад я тоже все очень романтизировала: думала, что приеду и всех спасу, а по факту — спасать здесь некого. Жизнь шла здесь до меня и после меня продолжится. Конечно, я не планировала так расставаться с детьми. Непонятно, когда мы встретимся и увидимся ли вообще. На последнем уроке я сказала ребятам, что очень по ним скучаю и хотела бы их увидеть. Обычно они стесняются включить камеру, но в этот раз почти все подключились с видео. Это было очень приятно.
Кажется, что половина сельских жителей сидит без интернета, а другая — без компьютеров и телефонов
Все занятия проходят в Zoom. Для урока я подбираю материал и готовлю презентацию, а потом скидываю ребятам задания на закрепление. Тем, у кого нет интернета, дежурный учитель привозит задания на дом как курьер. Эту роль выполняет наша коллега, она ведет предметы, по которым нет онлайн-занятий — физкультуру, музыку и технологию. Каждый четверг она собирает новые материалы по всем предметам у классных руководителей и на школьном автобусе доставляет их ребятам в близлежащие деревни. На самом деле детей, у которых нет интернета или других технических возможностей для онлайн-обучения, не так много — у меня в классах всего три человека.
Первой мне предложили школу Сколково в Тамбове. Это суперсовременная новая школа с крутым оборудованием, большими просторными классами и передовым техническим оснащением. Несмотря на это я плакала от одной мысли, что мне придется работать в таком месте. Как человек, взрастивший себя на русской классике, я страстно тяготела к российской глубинке с обветшалыми домишками, церквушкой и озером с уточками.
Поиск работы
За стеной постоянно кричали люди и, видимо, еще и били друг друга. Иногда мне казалось, что эта адская машина соседей придет ко мне и безжалостно со мной расправится. Так почти и случилось. Под конец второй четверти, в декабре, хозяйка квартиры известила меня о том, что в течение двух недель мне надо съехать, ибо квартиру она продала моим вечно орущим соседям.
Школа и дети
Первые полгода я штудировала учебники по географии, смотрела онлайн-курсы по физической и исторической географии, раз-два в неделю скайпилась с методистом по географии УДР (низкий ей за это поклон) и засыпала на атласах. Потому что география – не мой профильный предмет, и мои знания по ней были весьма скудными. И знаете, что? География 6-го класса – это адски сложно! Физическая география далась мне с наибольшим трудом. По результатам на сегодня подготовить ребенка к ОГЭ и ВПР по географии я точно смогу.
Было сложно научиться планировать время и разобраться, как эффективнее и быстрее писать уроки, потому что не было никаких наработок и базы упражнений: да, их можно найти в книгах, но планирование даже сейчас занимает огромную часть времени. Еще сложности вызывал вопрос дисциплины и поведения, потому что я мягкая и мне довольно тяжело держать рабочую атмосферу. У нас большие классы (по 26 человек), и, к сожалению, нет возможности делить их на языковые группы.
Важная особенность — очень низкий уровень урбанизации в регионе: практически половина населения живет в селах , отсюда все прелести и сложности [сельской жизни]. Еще это низкое развитие транспортной доступности, кадровый голод, большая доля преподавателей старше 65 лет и дикий отток населения в города. А в сельских школах детей не хватает. И зарплаты у учителей совершенно непривлекательные. Если сравнивать даже не с Москвой, а с регионами Центральной России, то здесь специалистам в области образования платят практически в два раза ниже.
Участие в программе и сложности
Самая глобальная проблема — большая нагрузка учителей. Из‑за недостатка автоматизации в региональных школах сотрудники делают гигантский объем бумажной работы, которая почти всегда нужна для галочки. Это расстраивает, потому что учителя приходят в школу, вдохновленные работой с детьми и их успехами, но никак не работой с отчетами . Мне было сложно, потому что я бежала из офиса, но частично вернулась в него. Школа не сможет это изменить, сдвиг должен происходить на уровне министерств — сейчас бюрократизм находится на каком‑то нездоровом уровне.