Проводя закупку в соответствии с нормами 44-ФЗ, государственный заказчик планирует получить товар, который полностью отвечает требованиям, указанным в описании объекта закупки и заключенном контракте. Иногда в силу определенных обстоятельств недобросовестные поставщики привозят продукцию, которая имеет характеристики отличные от заявленных. У заказчика неизменно встает вопрос, как поступить в такой ситуации.
Правовая сторона вопроса
Согласно части 3 статьи 94 44-ФЗ на заказчика возлагается обязанность по проведению экспертизы поставленного товара. В большинстве случаев он может реализовать ее с использованием имеющихся у организации ресурсов. Законодатель выделяет несколько ситуаций, при которых заказчик обязан привлекать специализированную экспертную компанию:
Рекомендации для заказчика
- Обеспечить полную сохранность всего поставленного товара. Предотвратить смешивание его с другими видами продукции.
- Уведомить поставщика о выявлении товара ненадлежащего качества. Уведомление должно быть оправлено в течение суток, если речь идет о скоропортящемся продукте, то это должно быть сделано незамедлительно. Заказчик обязан приложить акт, а также документы, свидетельствующие в пользу того, что товар недоброкачественный.
- Согласно части 15 статьи 95 заказчик обязан принять решение о расторжении контракта и уведомить об этом поставщика в письменной форме в срок не более трех дней с момента принятия такого решения. В это же время он размещает документ о расторжении договора в ЕИС. Решение вступает в законную силу спустя 10 дней.
- Если в течение этих 10 дней поставщик устраняет все нарушения и компенсирует затраты на проведение экспертизы, то заказчик обязан отменить свое решение о расторжении договора.
В какой срок возможно подать в магазин письменную претензию с требованием о выплате ранее потраченных денег? Статья 12 устанавливает, что покупатель вправе отказаться от покупки в течение разумного срока, если продавец предоставил ему некорректные или неполные сведения о товаре.
Составление претензии в магазин
Согласно статье 12 Закона № 2300-I от 7.02.1992 года, если потребителю были предоставлены некорректные сведения о предмете сделки, он вправе отказаться от покупки и потребовать возвращения ранее потраченных денег.
Что делать, если куплен товар, не соответствующий заявленным требованиям?
- реквизиты магазина;
- персональные сведения о покупателе (его ФИО, адрес проживания, способы обратной связи);
- наименование и характеристики приобретённого товара;
- дату совершения покупки;
- суть проблемы (несоответствие вещи заявленным продавцом характеристикам);
- ссылки на нормативно-правовую базу;
- перечень документов, дополняющих претензию;
- дату подачи обращения в магазин;
- подпись покупателя.
Чтобы защититься от фальсификата и контрафакта, важно указать в аукционной документации, что в случае одностороннего расторжения контракта обеспечение контракта не возвращается обратно поставщику. В противном случае заказчик не имеет права при разрыве контракта оставлять обеспечение себе.
Раннее объявление тендера
Например, качество трубопровода в равной степени зависит от качества исполнения работ и от качества самих труб. Если заказывать товары и работы одновременно, строители могут сэкономить на материалах, особенно если результаты работы не видны, поэтому лучше всего закупать материалы отдельно от услуг по их монтажу и работ, которые связаны с этими материалами.
Закупка материалов отдельно от производства
Например, водоканал в Волгограде намерен закупить полиэтиленовую трубу. Сотрудник, ответственный за определение НМЦК, начинает мониторинг цен — вводит в поисковике запрос «ПЭ труба Волгоград купить». Система выдает результат из ссылок, первые из них всегда рекламные. Перейдя по ним, можно увидеть цены 125 руб./кг, 114 руб./кг, 118 руб./кг. В то время как стоимость одного только полиэтилена для производства труб составляет 117 руб./кг. Кто может согласиться на участие в такой закупке? Только производители фальсификата, поскольку они сознательно производят трубы из сырья, которое не соответствует требованиям стандартов.
В частности, при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию (п. 3 ст. 307 ГК РФ).
В настоящее время в судебной практике сформулирован вывод о том, что право на приостановление встречного обязательства должно быть выражено в письменной форме. Иное поведение порождает правовую неопределенность при разрешении вопроса о надлежащем исполнении либо неисполнении стороной обязательства (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.05.2017 N Ф07-4902/2017 по делу N А56-16332/2016; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.10.2016 N Ф07-6011/2016 по делу N А56-36854/2015; Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2017 N 18АП-9068/2017 по делу N А07-5266/2017; Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017 N 20АП-6791/2016 по делу N А62-1533/2016.).
Фиксация заявленного требования об устранении недостатков поставленного товара
Конечно же, покупатель на эти ситуации повлиять никак не может, поскольку они вовсе не зависят от его произволения. Вместе с тем, любой покупатель может и, наверное, должен предпринять некоторые меры, которые позволят ему в будущем укрепить свою позицию в арбитражном суде.
Чтобы вернуть продукцию ненадлежащего качества или обменять ее на равноценную, покупателю необходимо обратиться в торговую точку с претензионным письмом. Для этого заявление-претензию следует правильно оформить.
Конечно, идеальное развитие событий предполагает отзывчивость со стороны сотрудников магазина, что помогает существенно сократить временные и финансовые затраты с обеих сторон, а также оставить положительные впечатления об организации. К сожалению, по благоприятному сюжету события развиваются далеко не всегда.
Способы направления претензии
В верхнем правом углу бумаги заполняется так называемая «шапка». В ней указываются наименование торговой организации, адрес её месторасположения. Здесь же вносятся данные заявителя – ФИО, адрес проживания и контактный телефон. При наличии е-мела, можно указать и его в качестве варианта связи.