Правовая защита несовершеннолетних

Правовая защита несовершеннолетних

Функции защиты прав несовершеннолетних (в частности и при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком) возложены на Органы опеки и попечительства при Администрациях районов, Прокуратуру (помощника прокурора по защите прав несовершеннолетних), инспекцию по делам несовершеннолетних при РОВД районов, комиссии по делам несовершеннолетних.

Защита прав и законных интересов осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом (в частности, когда органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители лишены родительских прав, граждане, чья дееспособность ограничена вследствие злоупотребления алкоголем)органом Опеки и попечительства, прокурором, судом.

Защита прав несовершеннолетних детей

Данные организации являются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Задачи, которые ставятся перед органами опеки и попечительства направлены на защиту прав как тех лиц, над которыми установлена опека, так и тех, кто выступает опекуном несовершеннолетних или недееспособных лиц. Основные функции Органов опеки и попечительства сводятся к следующим положениям:

Контроль над соблюдением прав ребенка, а также функция защиты его интересов возлагается на родителей. Если таковые отсутствуют либо по какой-то причине лишены своих прав, данная задача возлагается на опекунов, усыновителей, а в случае их отсутствия или отстранения, на администрацию детского учреждения и органы опеки и попечительства.

Правовая защита несовершеннолетних

Программа по правовому воспитанию «Дерево права» будет включать в себя все основные направления, относящиеся защите прав ребенка, которые были перечислены выше, но в зависимости от возраста детей (7-14 лет) все будет представлено в игровой, постановочной форме.

В базовую часть программ по правовому воспитанию должно входить: изучение Конституции РФ (изучение основных прав и обязанностей граждан); ознакомление с Конвенцией о правах ребенка и Декларацией прав ребенка; ознакомление с различными отраслями права: административного, трудового, брачно-семейного, трудового; вовлечение воспитанников в участие в правоохранительной деятельности по поддержанию дисциплины в учреждении, в котором находится ребенок; выработка навыков правового поведения в обществе; регулирование самооценки ребенка; помощь в социализации ребенка; формирование у ребенка собственного мнения.

Как защищаются права несовершеннолетних детей в РФ

Для начала определимся, кто в нашей стране является детьми – это лица не достигшие совершеннолетия, т. е. граждане в возрасте до восемнадцати лет. Исключениями служат случаи эмансипации, когда ребенок уже с шестнадцати лет приобретает самостоятельный статус и несет ответственность за собственные поступки.

За ущемление интересов малолетних (несовершеннолетних) лиц граждане и организации привлекаются к разного рода ответственности. Меры воздействия к таким нарушителям предусматриваются гражданским, жилищным, трудовым, семейным, административным и уголовным законами.

Правовая защита несовершеннолетних в РФ

Дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими родителями, всегда относились к числу нуждающихся со стороны государства. В наше время официальное признание получил термин «дети, оставшиеся без попечения родителей». В п.1 ст.121 СК к числу несовершеннолетних детей, нуждающихся в защите, в первую очередь отнесены те, кто остается без родительского попечения. Об их праве на особую защиту, государственную помощь специально говорится в п.1 ст.20 Конвенции «О правах ребенка» Грудцына Л.Ю. Правовое регулирование охраны и защиты прав несовершеннолетних // Адвокат. — 2006. — №8. С.18 .

  • Введение
    • Глава 1. Особенности правовой защиты несовершеннолетних в Российской Федерации
    • 1.1 Понятие конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации
    • 1.2 Правовое регулирование защиты прав ребенка
  • Глава 2. Правовая регламентация деятельности государственных органов по защите прав и законных интересов детей
    • 2.1 Роль органов прокуратуры в защите прав и законных интересов детей
      • 2.1.1 Защита имущественных и жилищных прав несовершеннолетних
      • 2.1.2 Надзор за исполнением законодательства об образовании
      • 2.1.3 Защита трудовых прав несовершеннолетних
    • 2.2 Место органов опеки и попечительства в защите прав детей
      • 2.2.1 Учет детей, оставшихся без попечения родителей.
      • 2.2.2 Устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
      • 2.2.3 Защита прав и интересов детей органами опеки и попечительства.
    • 2.3 Комиссия по делам несовершеннолетних
  • Глава 3. Защита прав ребенка: актуальные проблемы
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложения
  • Введение
  • Дети и молодежь являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это — непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.
  • И тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи. Сегодня, к нашему глубокому сожалению, в лицо к некоторым детям смотрит голод, болезни, социальное отчуждение — ужасные спутники нищеты, порождающие отчаяние и конфликт. Ответственность за радикальное решение проблемы социального отчуждения детей лежит на государстве.
  • Дети, будучи уязвимыми, нуждаются в особой заботе и охране. Именно государство в лице уполномоченных органов обязано защитить ребенка от любых форм насилия и дискриминации, принять все меры по защите его прав.
  • В наше время проблема защиты прав ребенка не становится менее актуальной несмотря на общемировой гуманитарный прогресс. К сожалению, не приходится говорить о способности большинства взрослых преодолеть и, тем более, предупредить проявления жестокости и нарушения прав даже своих собственных детей. Вот простейший пример: мама спешит домой, ребенок хочет еще поиграть, она его шлепает — и это уже нарушение его права на неприкосновенность. Из таких мелочей, незаметной на первый взгляд, бытовой жестокости, равнодушия и непонимания образуются сначала ручейки, а затем мутные потоки произвола и насилия по отношению к детям во многих сферах нашей жизни.
  • Учитывая изложенное, в настоящей работе предпринята попытка исследования форм защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, как актуальной научной и практической проблемы.
  • Объектом исследования является совокупность правоотношений, возникающих в процессе защиты и реализации прав детей.
  • Предметом исследования выступает деятельность уполномоченных государственных органов по защите нарушенных или оспариваемых прав детей, а также проблемы теории и практики, порядок защиты их прав, в том числе и в судебном порядке.
  • Целью данной дипломной работы является определение роли и компетенции органов, защищающих права и законные интересы ребенка по российскому законодательству.
  • Задачами исследования выступили:
  • — анализ действующего законодательства о несовершеннолетних
  • — определение и обоснование значимости участия государственных органов в защите прав несовершеннолетних;
  • — выделение судебного и административного способа защиты нарушенных прав детей.
  • Методологической базой исследования явился общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него научные методы: системный, логический, сравнительно-правовой, социологический, специально-юридический. Их применение позволило исследовать объект во взаимосвязи, целостности и всесторонности.
  • Источниками, послужившими основой для настоящей работы стали нормы действующего в настоящее время законодательства, охватывающие сферу защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
  • Правовой базой исследования служили Конституция РФ, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др.
  • Теоретической базой исследования явились труды ведущих специалистов различных отраслей права: А.И. Алексеева, В.И. Баскова, И.Т. Фаршатова, Л.М. Пчелинцевой, Ю.Н. Беспалова и других.
  • Мною были использованы данные судебной и прокурорской статистики за 2005-2007 годы, материалы практики исполнения законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних.
  • Научная новизна данной выпускной квалификационной работы состоит в том, что предпринята попытка комплексного исследования основных проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и предложены варианты их решения. Предпринятое исследование позволило, с одной стороны, по новому подойти к решению вопросов общего характера, по которым высказаны достаточно устоявшиеся суждения, а с другой — дало возможность предложить решение актуальных в настоящее время вопросов, относящихся непосредственно к сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних.
  • Работа представляет собой комплексное научное исследование круга вопросов, охватывающих как теоретические основы, так и практические аспекты деятельности государственных органов по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
  • Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
  • Глава 1. Особенности правовой защиты несовершеннолетних в Российской Федерации
Рекомендуем прочесть:  Доверенность на снятие залога в росреестре

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности — Государство и право

1 Федеральный закон от 07.06.2020 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно -процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 24. Ст. 3489.

Результаты проведенного авторами исследования могут применяться в теоретических работах, посвященных вопросам уголовно-правовой защиты прав и интересов несовершеннолетних, а также в практической деятельности органов опеки и попечительства, следственных, судебных органов, органов прокуратуры.

Правовая и социальная защита несовершеннолетних в РФ

При планировании домашнего задания учитывается творческий характер урока, оно должно стать продолжением урока и должны учитываться возможности класса (дифференцированные задания). Учитель к следующему уроку из выступлений учащихся и их рисунков моделирует справочник в печатном варианте.

В России проживает более 40 млн. детей. Юридически к этой категории населения относятся дети в возрасте до 18 лет. В нашей стране ребенок признается личностью, гражданином, он обладает целым комплексом юридических прав и обязанностей. Такие правила заключены в кодексы разных отраслей права. В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которую 15 сентября 1990 года подписала также и Россия.

Правовая защита несовершеннолетних в сфере массового сексуального просвещения

б) в отношении двух или более лиц; в) родителем, педагогом или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет». 3. «Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего (потерпевшей), заражение его (ее) ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет». — статью 242 УК РФ дополнить частью второй следующего содержания: «2. Незаконные изготовление в целях распространения или рекламирования, распространение, рекламирование, торговля порнографической продукцией среди заведомо несовершеннолетних, а равно привлечение заведомо несовершеннолетних к изготовлению, распространению, рекламированию или торговле порнографической продукцией — наказываются лишением свободы на срок до пяти лет». Потребность в выделении специального, отягчающего ответственность состава ст. 242 УК РФ, предусматривающего совершение данного преступления в отношении несовершеннолетних, обусловлена (помимо упоминавшихся выше причин) спецификой объекта преступного посягательства данного вида, характером и степенью общественной опасности и вредных последствий распространения среди детей и подростков порнографических материалов и предметов. Современное уголовное право обоснованно применяет дифференцированный подход в определении объектов так называемых половых преступлений в отношении разных категорий потерпевших. Если преступным действиям сексуального характера подвергается взрослый человек, законодатель характеризует их как посягательства на «половую свободу личности». В тех же случаях, когда жертвой половых преступлений становится ребенок или подросток, их объектом считается «половая неприкосновенность» личности несовершеннолетних. Кроме того, и в отечественном, и в международном законодательстве (например, в Конвенции о правах ребенка) объектом любых форм сексуального совращения и сексуальной эксплуатации ребенка признается его нравственное, психическое и физическое развитие. Вред, наносимый этим правоохраняемым ценностям действиями растлителей и дельцов порноиндустрии, существенно отличается по своей направленности, глубине и степени деформирующего влияния на личность от вреда, наносимого такого рода деятельностью взрослому, достигшему половой и социальной зрелости человеку. Особенности психического развития несовершеннолетних требуется учитывать и в правовом регулировании сексуально — просветительной деятельности средств массовой информации. Подобный подход характерен для большинства ведущих стран Запада (США, Франции, Германии, Италии) и международного права (например, в Директиве о вещании ЕЭС), где вводятся существенные ограничения и запреты на распространение среди детей и подростков информации, «разрушающей их нравственность» и «нарушающей их благополучие».

Рекомендуем прочесть:  Новый закон о дачных участках в 2020 году

В названном документе ставится задача «реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами»; «укрепления правовой защиты детства», «поддержки семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей», «создания условий для духовного и нравственного развития детей, освоения ценностей культуры». В нем предусмотрен комплекс мер, направленных на борьбу с детской проституцией, проявлениями жестокого обращения с детьми, применением в отношении них некорректных приемов воспитания, психического и физического насилия, против разрушения семейных связей, за оздоровление образа жизни семей. Практическая реализация приведенных рекомендаций позволила бы, в частности, противопоставить суррогатным формам нравственного и сексуального воспитания несовершеннолетних (в том числе осуществляемым в коммерческих целях средствами массовой информации) квалифицированную государственную и общественную систему оказания социальной, психологической, сексологической и педагогической помощи родителям и детям. Для вытеснения социально вредных и практически бесконтрольных форм массового информационного воздействия на детей и подростков необходимо незамедлительное финансовое, организационно — техническое и правовое обеспечение реализации Национального плана действий в интересах детей в отношении: расширения и совершенствования различных форм просвещения родителей по вопросам воспитания, культурного развития и сохранения здоровья детей; разработки и реализации программы подготовки молодежи к семейной жизни, в том числе через систему образования и здравоохранения; развития сети учреждений по оказанию социальной, психологической и педагогической помощи семье и детям, включая срочную психологическую помощь. Решение этой задачи должно рассматриваться в качестве обязательного условия обеспечения духовной безопасности России. 3. Принять на законодательном и правоприменительном уровнях меры, направленные на соответствующие требованиям цивилизованного общества ограничения в демонстрации средствами массовой информации актов насилия, агрессии, откровенных сцен эротического содержания, аномального, патологического поведения, в том числе в сексуальной сфере. Обеспечить возможность практической реализации предусмотренных ст. 4 и 37 Закона РФ «О средствах массовой информации» норм о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации и ограничении распространения эротических изданий, а также статей 13 Конвенции о правах ребенка и 13 Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года, разрешающих установление законодательных ограничений свободы слова в целях охраны нравственности. Разработать и привести в действие правовые и организационные механизмы применения Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 3 июля 1998 года. Регламентировать в правовом порядке предусмотренные им нормативы распространения печатной продукции, аудио — и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку до 16 лет, «в целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей». 4. Для предупреждения и пресечения злоупотребления свободой слова законодательно урегулировать и внедрить необходимые формы государственного и общественного контроля за соблюдением средствами массовой информации действующего законодательства, в том числе путем: установления соответствующих видов правовой ответственности СМИ (как юридических лиц) и их сотрудников (издателей, распространителей, журналистов, авторов публикаций и материалов) за нарушение законодательства, направленного на правовую защиту несовершеннолетних; ужесточения порядка лицензирования деятельности средств массовой информации и контроля за соблюдением условий лицензирования прежде всего специализированными изданиями, предназначенными для несовершеннолетних и распространяющими информацию эротического содержания. При правовой регламентации порядка лицензирования средств массовой информации в числе обязательных сведений, представляемых учредителями, предусмотреть более точное и подробное указание ими примерной тематики и специализации печатного издания, не допуская неопределенных и чрезмерно общих терминов, таких, к примеру, как «человеческие взаимоотношения». В ходе подготовки поправок к Закону Российской Федерации «О средствах массовой информации» рассмотреть вопрос о правовой ответственности учредителей средств массовой информации за существенные расхождения между заявленной тематической направленностью СМИ и реальным содержанием публикаций в случаях, когда такое несоответствие влечет определенные правовые последствия (специальный порядок лицензирования, ограничения в распространении издания и пр.). Предусмотреть на законодательном уровне возможность более оперативного официального реагирования на незаконное распространение средством массовой информации материалов, пропагандирующих порнографию, насилие и жестокость. Следует немедленно приостанавливать его деятельность после подтверждения указанных фактов в установленном порядке, в том числе по расследуемому уголовному делу. Согласно действующему законодательству, приостановление и прекращение деятельности СМИ допускается по решению суда лишь после неоднократного направления в течение года в адрес учредителя и (или) редакции письменных предупреждений регистрирующим органом или Государственным Комитетом по печати и информации РФ (см. ст. 16 Закона РФ «О средствах массовой информации»). ——————————— В настоящее время — Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации. — Ред.

Правовая защита несовершеннолетних

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд.

3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Ссылка на основную публикацию