Содержание
Количество случаев кибермошенничества растет с популярностью электронных платежей и интернет-банкинга. В зоне риска оказываются миллионы россиян. От мошенничества владельцев карт должен защищать закон «О национальной платежной системе».
В зоне риска миллионы
Сегодня банковские карты имеют три четверти россиян, причем многие – по несколько штук. Случаи мошенничества с картами процветают. Но защититься от аферистов возможно, если соблюдать рекомендации. В прошлом году «карточные» мошенники выманили у россиян 1,58% млрд. рублей. Злоумышленники использовали более 70 тысяч платежных карт, 70% из которых – расчетные, дебетовые, сообщают «Ведомости».
Что делать при списаниях
— В первую очередь надо проверить, нет ли у вас вирусов, — говорит Солнцев. — Если у вас есть «трояны», то вполне возможно, что кто-то воспользовался, отследил ваш пароль. Возможно, то же самое стоит у вас на телефоне и вас просто подловили, потому что все банки используют смс-авториазацию. В принципе это реально – взломать ноутбук и телефон одного человека одновременно.
Временами люди при финансовых операциях проявляют невнимательность и становятся жертвами жуликов. Чаще всего речь идёт о перечислениях на карты или счета злоумышленников. В статье ответим на вопрос: перевел деньги мошенникам – как вернуть? Возможно ли это? Как стоит действовать?
Можно ли вернуть деньги после перевода?
В банке придется написать заявление на возврат денег. Если перевод денег уже был осуществлен, и обращение произошло слишком поздно, банк не сможет помочь с возвратом денег от мошенников. Поэтому стоит задействовать полицию.
Как вернуть деньги, переведенные на карту мошенника?
Суть в следующем: злоумышленник совершенно точно отдаёт себе отчёт в том, какой он наносит ущерб свои жертвам. Точно так же он осознаёт, что какая-то недостаточно продуманная деталь в схеме может привести к проблемам и даже тюрьме. Ключевой фактор здесь – понимание соотношения потенциальной прибыли и рисков.
С апреля 2020 года в сети было выявлено 56 копий сайта Delivery Club и не менее 30 фальшивых сайтов «Яндекс.Еда» и «Сбермаркет», подсчитали в Infosecurity a Softline Company. Отличить их от настоящих очень сложно.
Схема: вы оплатили покупку на клоне сайта известной компании
Но процент раскрытия таких дел и возврата средств потерпевшим крайне мал, говорит главный аналитик Ассоциации банков России Глеб Жижанов. По его словам, за время следствия мошенники успевают вывести деньги и, скорее всего, даже потратить.
Схема: друг попросил взаймы в соцсетях
После оплаты билеты на почту так и не пришли. Сразу начала проверять «Сбербанк онлайн» — деньги списались два раза на чей-то кошелёк Киви, номер, указанный в техподдержке, был неверным. Я тут же позвонила в Сбербанк, но операцию отменить не удалось.
Ежедневно граждане вынуждены держать оборону от атак мошенников. Вот буквально несколько последних случаев из российской практики. В Санкт-Петербурге женщина перевела на счет мошенника более 150 тыс. рублей. Он позвонил ей на телефон и, представившись сотрудником банка, начал рассказать о том, что некие лица пытаются списать деньги с ее счета. Чтобы избежать возможных потерь, он порекомендовал гражданке перевести все деньги на резервный счет банка. Данный счет якобы привязан к номеру, с которого в данный момент осуществляется звонок. Пенсионерка так и поступила.
Сколько средств возвращают банки?
В Тюмени аферист запустил многоступенчатую схему. Сначала он зарегистрировал аккаунты в социальных сетях на женские имена, чтобы заводить знакомства с мужчинами. Затем он отправлял кандидатам ссылку на заранее созданный сайт по продаже билетов в театр, предлагая гражданам совместно провести досуг.
Разбирательство в банке в случае перевода денег третьему лицу
- Запишите номера своего банка в телефонную книгу телефона. Даже если мошенники попытаются использовать при разговоре похожие номера, они все равно отобразятся на экране, как неизвестные.
- Не нужно следовать инструкциям неизвестных лиц, особенно, если они касаются ваших счетов, банковских кабинетов и т.д.
- Завершайте разговор немедленно, если на том конце провода у вас выспрашивают данные по карте, либо информацию из SMS по операциям на счете
- Всегда проверяйте свои счета, баланс карты, чтобы держать ситуацию с деньгами под контролем
В таких случаях в первую очередь следует заблокировать карту через call-центр кредитной организации. Часто для этого выделена отдельная цифра в голосовом меню, что избавляет от ожидания ответа на линии в общей очереди. Далее необходимо действовать исходя из законодательства и политики банка.
Что говорит закон?
По закону «О национальной платежной системе» N 161-ФЗ от 27.06.2011 г. банк обязан вернуть деньги. Соответствующие положения действуют с 01 января 2014 года. Однако для этого клиент должен выполнить некоторые условия.
Нужно ли обращаться в полицию?
К сожалению, далеко не всегда кредитные организации добровольно компенсируют потери от мошенников. На заявление клиента банк обязан ответить в течение тридцати дней. До шестидесяти дней срок увеличивается при трансграничных операциях. Если ответа не последовало или он отрицательный, скорее всего без судебных органов не обойтись.