Добросовестная и недобросовестная конкуренция

В нашей статье мы не раз упоминали данное понятие в негативном контексте, в результате чего у читателей могло возникнуть мнение, что монополия лишь вредит развитию государственной экономики, однако это не совсем так, особенно если речь идет не о всей, а лишь о большей части рынка. Для подобного явления характерны следующие черты:

Любой начинающий предприниматель должен иметь стратегию, которая позволит завоевать ему место на рынке среди конкурирующих компаний. Разработать подобную стратегию можно с помощью различных методов, основные из которых перечислены в списке ниже:

Примеры недобросовестной конкуренции

Все это лишь основные методы, которые используются чаще всего. Чтобы привлечь внимание потенциальных покупателей, некоторые производители используют самые различные способы, некоторые из которых противоречат законодательству. Такие действия называются недобросовестной конкуренцией и противоречат общепринятым нормам ведения предпринимательской деятельности.

Если имеется необходимость, федеральная антимонопольная служба проводит дополнительные проверки по данному факту, выписывает протокол и постановление о выявленных нарушениях и назначает штрафные санкции. В период десяти дней такое постановление подлежит обжалованию в судебных органах.

Проще говоря, это нарушение законодательства и простых устоев общества для достижения поставленных целей. При этом полностью игнорируются какие-либо человеческие отношения, не учитывается положение дел конкурентов, не соблюдаются и деловые отношения. Понятие недобросовестной конкуренции закреплено законодательством РФ.

Формы недобросовестной конкуренции

  • всякие действия, направленные вызывать смешанное отношение к другим производителям;
  • распространение недостоверных сведений, которые могут повлиять на деловую репутацию конкурента;
  • сокрытие производителя товара, его свойств, характеристик и так далее.

На практике фирмы применяют различные методы, чтобы увеличить свою долю на рынке, привлечь внимание покупателей и получить наибольшую прибыль. Производители могут снижать цену, улучшать качество продукции, предлагать дополнительные услуги и так далее.

Каким способом убрать успешного конкурента

  • Дискредитация конкурирующего предприятия;
  • Введение в заблуждение покупателя или клиента;
  • Некорректное сравнение продукции или услуг конкурента;
  • Ведение конкуренции путем приобретения и использования исключительного права на средства индивидуализации юр. лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг;
  • Ведение конкуренции с помощью использования результатов интеллектуальной деятельности;
  • Создание смешения;
  • Незаконное получение, использование и разглашение коммерческой или охраняемой законом тайны;
  • Любые другие виды недобросовестной конкуренции.

Добросовестная и недобросовестная конкуренция

Для того чтобы не стать жертвой в конкурентной борьбе, стоит тщательно проверять новых сотрудников, предотвращать или немедленно опровергать слухи, не распространять важную информацию о планируемых инновациях, стараться предотвратить возможные заговоры против фирмы.

  • Что такое недобросовестная конкуренция
  • 8 методов недобросовестной конкуренции, применяемых на практике
  • Как распознать признаки недобросовестной конкуренции
  • Показательный пример недобросовестной конкуренции в России
  • 5 законных способов защиты от недобросовестной конкуренции
  • Как подать жалобу в ФАС на недобросовестную конкуренцию
  • Какая предусмотрена ответственность за недобросовестную конкуренцию
  • Методы самостоятельного пресечения недобросовестной конкуренции
  • Что делать, если в отношении вас инициируется дело о недобросовестной конкуренции
Рекомендуем прочесть:  Субсидия жкх разведенному собственнику

Что значит добросовестная и недобросовестная конкуренция

  • применение незаконных способов для раскрытия коммерческой тайны;
  • копирование товаров другой компании, но с заведомо низким качеством исполнения, что в конечном итоге вредит репутации оригинала;
  • наименование организации содержит запрещенные слова; оно похоже визуально и по звучанию на название известной компании, из-за чего покупатели путают фирму с последней;
  • способы, которые вводят клиента в заблуждение относительно происхождения товара;
  • специально нанесенный ущерб продукции оппонентов;
  • незаконные методы получения сведений о бизнесе конкурента и их недобросовестное применение;
  • вымогательство и клевета относительно компании-противника;
  • преувеличение или ложь по поводу характеристик и качества продукта с целью получить преимущество на рынке;
  • реклама товара, порочащая имя оппонента, или неверные сведения в ней.

8 методов недобросовестной конкуренции, применяемых на практике

Понятие недобросовестной конкуренции обозначает организованную в обход действующего законодательства борьбу между компаниями. Считается, что она ведется запрещенными методами, когда нарушаются права человека, интересы других организаций, сложившиеся деловые отношения. Закон о недобросовестной конкуренции отражен в актах «О защите прав потребителей» и «О защите конкуренции». Он регулирует отношения между противоборствующими компаниями.

  • осуществление действий организацией, работающей в конкретном секторе рынка, направленных на создание максимально невыгодного положения для других участников рынка. Если никаких подобных действий организация-конкурент не осуществляет, то и говорить о том, что она незаконным образом разоряет конкурента, невозможно;
  • проведение каких-либо мероприятий, которые направлены на получение определенных преимуществ. При этом действия могут быть как упорядоченными, так и хаотичными. Главная цель от этого не меняется – получение преимуществ, которые при этом могут быть необоснованными;
  • проведение каких-либо мероприятий, анализ которых показывает, что происходит явное нарушение правовых норм, норм морали, а также сложившихся обычаев делового оборота;
  • организация-конкурент, которая попала под действия о незаконной конкуренции, терпит реальные убытки, выражающиеся в упущенной прибыли и возросших расходах на осуществление своей деятельности, либо оказалась испорчена репутация организации, что повлекло невозможность заключения соглашения с одним из своих клиентов;
  • нанесен вред репутации фирмы, которая является ее нематериальным активом, позволяющим извлекать определенную величину прибыли. Нанесение вреда репутации может быть расценено как признак недобросовестной конкуренции, если в результате снизился объем прибыли, которую организация получает, а также объем заключаемых договоров и контрактов, а уже существующие партнеры отказываются от сотрудничества.

Если какие-либо действия, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 178 Уголовного Кодекса Российской Федерации, были совершены с применением насилия, либо была высказана угроза его применения, которая может быть трактована как реально действующая, то наказание выглядит следующим образом:

Административная ответственность

Другим вариантом проявления недобросовестной конкуренции является реализация товара или введение его в оборот, если при этом каким-либо образом нарушаются права других лиц, имеющих исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

  • совершенствования качества конечного продукта, за счет внедрения новых технологий производства, улучшения ресурсов, использования достижений науки и т.п.;
  • улучшения маркетинговой стратегии и рекламной компании;
  • предоставления дополнительных возможностей и гарантийных обязательств потребителю;
  • изменения ценообразования, с целью увеличения спроса на продукт;
  • использования юридической поддержки и государственной защиты (антимонопольных комитетов) в борьбе с нелегальными методами увеличения прибыли.

По типу соперничества: совершенная и несовершенная

Монополия отличается от конкуренции тем, что отрасль представлена одним производителем, с удобным для него количеством товара, в результате чего покупатель лишается права выбора (получения продукта лучшего качества по более низкой цене).

Рекомендуем прочесть:  Транспортный налог 2020 казань

Отсутствие конкуренции – образование монополий

  • Оптимизационная – основанная на повышении качества и снижении себестоимости товара.
  • Концентрационная – связана с захватом всей территории, независимо от условий продаж, выгоды и конечного результата.
  • Дифференцированная – построенная на продаже продукта, существенно отличающегося от других, и превосходящего по качественным показателям.

Недобросовестная конкуренция подразумевает деятельность, противоречащую закону. Есть методы, запрещенные государством, что не мешает некоторым компаниям использовать их с целью завоевания рынка. Способы соперничества, которые относятся к недобросовестным:

Для межотраслевой борьбы, которую также называют функциональной, характерна принадлежность организаций к разным отраслям. Так, авиакомпании и железнодорожные компании предлагают пассажирам разные виды транспорта, а суть услуги одна: обеспечить перемещение людей и вещей из одного пункта в другой.

Совершенная и несовершенная конкуренция: что это за виды

  • ни один из участников не оказывает серьезного влияния на ситуацию в целом;
  • выпускаются однотипные товары, имеющие небольшие различия в характеристиках;
  • потребителю предоставляется информация о ценах разных компаний, и он может делать осознанный выбор;
  • компании не имеют возможности ограничивать действия друг друга;
  • для новых игроков рынка нет барьеров.
  • условий, в которых реализуется тот или иной товар или предлагается к продаже, например, относительно цены товара (могут распространяться сведения о том, что цена товара или услуги сформирована неправомерным образом или занижена ввиду плохого качества такого товара);
  • качества товара или услуги, а также потребительских свойств предлагаемого к приобретению товара;
  • способов изготовления товара, а также условий, в которых поставляемый товар изготавливается;
  • результатов, которые ожидаются потенциальным потребителем от приобретения того или иного товара, а также возможности использовать тот или иной товар для достижения определенных целей;
  • количества товара, которое может предложить к приобретению другая организация-конкурент, а также возможностей приобретения такого товара, в том числе с определенными условиями такого приобретения;
  • фактически существующего спроса на тот или определенный товар.

Недобросовестная конкуренция в форме дискредитации

Если какие-либо действия, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 178 Уголовного Кодекса Российской Федерации, были совершены с применением насилия, либо была высказана угроза его применения, которая может быть трактована как реально действующая, то наказание выглядит следующим образом:

Административная ответственность

Введение в заблуждение также рассматривается в указанном Федеральном законе, в статье 14.2. Это еще один метод, который направлен на получение лучшего финансово-экономического результата одним хозяйствующим субъектом по сравнению с другими такими субъектами.

Если с нарушениями в офлайн вроде такого вида недобросовестной конкуренции, как сходство торговых марок до степени смешения, антимонопольщики бороться научились, то к вызовам, которые ставит цифровая эпоха, оказались не готовы.

На территории России, Украины и других стран постсоветского пространства недобросовестная конкуренция часто очень тесно связана с коррупцией: бизнесмены, имеющие связи с коррумпированными чиновниками, через контролирующие органы вытесняют с рынка своих конкурентов посредством многочисленных проверок и давления.

Уголовная ответственность

Именно это позволяет сформировать принцип, по которому борьба за покупателей ведется исключительно в рамках действительной законодательной базы. Качество здесь воспринимается ключевым условием нахождения на рынке, потому производители будут поддерживать его на высшем уровне.

Ссылка на основную публикацию