Содержание
- 1 Каков порядок определения размера крупной сделки для бюджетных учреждений, то есть где именно брать контрольную цифру для исчисления
- 2 Крупные сделки бюджетных и автономных учреждений (Зернова И
- 3 Что является крупной сделкой для ООО в 2020 году
- 4 Об определении размера крупной сделки в 2015 году
- 5 Крупная сделка для ООО: понятие, расчет, порядок одобрения в 2020 году
- 6 Крупные сделки и сделки с заинтересованностью автономных учреждений
- 7 Энциклопедия решений
- 8 Определение Крупной Сделки Для Автономных Учреждений В 2020 Году
- 9 Образец решения об одобрении крупной сделки
- 10 Вопрос: Крупная сделка автономного учреждения заключается с одобрения наблюдательного совета
- 11 Балансы учреждений: что планируют изменить и к чему это приведет
- 12 Определение Крупной Сделки Для Автономных Учреждений В 2020 Году
Каков порядок определения размера крупной сделки для бюджетных учреждений, то есть где именно брать контрольную цифру для исчисления
Позиция, выраженная в названных письмах финансового ведомства, объясняется, в частности, тем, что иных показателей бухгалтерской отчетности, кроме строки 410 Баланса (ф. 0503730), отражающих общую стоимость активов учреждения, Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, не предусмотрено.
Для целей Закона N 7-ФЗ крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Крупные сделки бюджетных и автономных учреждений (Зернова И
Руководители бюджетных и автономных учреждений несут перед учреждениями ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением указанных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.
Например, в Постановлении ФАС ДВО от 03.04.2014 N Ф03-1113/2014 суд установил, что стоимость приобретенного объекта основного средства превышает 10% стоимости активов федерального бюджетного учреждения по данным бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату, предшествовавшую совершению спорной сделки, то есть является для него крупной (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ). Поскольку сделка совершена без согласования с учредителем, суд признал ее недействительной.
Что является крупной сделкой для ООО в 2020 году
В российском законодательстве содержатся нормы, которые регулируют подобные сделки. Ведь при отчуждении значительной доли активов могут возникнуть убытки или даже несостоятельность организации. В чем же суть крупных сделок? Какое определение дано в законодательстве?
- установить величину активов на дату, что предшествует сделке;
- если показатель превысит 25%, тогда возникает необходимость в более подробном анализе;
- определяют причинно-следственные связи по имуществу компании;
- изучают, нет ли взаимосвязи между иными соглашениями, что заключались по данному направлению;
- уточняют непричастность сделки к обычным.
Об определении размера крупной сделки в 2015 году
Минфин выпустил Письмо от 14.05.2015 № 02-07-07/27504, в котором разъяснил, какие показатели бухгалтерской отчетности используются при определении балансовой стоимости активов для расчета размера крупной сделки бюджетными и автономными учреждениями в 2015 году в целях обеспечения единого подхода. Ознакомимся с данным документом в статье.
Как указано выше, для определения размера крупной сделки используются сведения бухгалтерской отчетности, которая составляется в автономных учреждениях в соответствии с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н (далее – Инструкция № 33н). В частности, применяется показатель актива баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее – баланс (ф. 0503730)) по состоянию на начало текущего финансового года (по строке 410).
Крупная сделка для ООО: понятие, расчет, порядок одобрения в 2020 году
- При ней всегда приобретается или отчуждается имущество ООО.
- Она может быть не только единичной, но и представлять собой цепь сделок, связанных между собой.
- Устав общества может вносить коррективы в список возможных сделок для этой конкретной организации.
Судебное оспаривание сделок – это не редкость. В таких ситуациях при рассмотрении дела судья обязан рассмотреть все первичные бухгалтерские документы общества и назначить необходимую экспертизу. С этой целью в бухгалтерии общества запрашивается справка о крупности сделки.
Крупные сделки и сделки с заинтересованностью автономных учреждений
Необходимо обратить внимание на положения о порядке совершения автономными учреждениями крупных сделок, которые в соответствии со ст. 15 Федерального закона N 174-ФЗ совершаются с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Порядок одобрения крупных сделок в автономных учреждениях отличается от такового в хозяйственных обществах прежде всего наличием срока, в течение которого наблюдательный совет должен принять решение: совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета, если уставом не предусмотрен более короткий срок. Еще одно отличие состоит в том, что в отношении хозяйственных обществ законодательство не содержит ответа на вопрос о возможности их последующего одобрения. Такая возможность признавалась высшими судебными инстанциями в п. 20 Постановления Пленума ВС РФ N 90, Пленума ВАС РФ N 14 от 9 декабря 1999 г. "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" <9>, а также в п. 14 Постановления Пленума ВС РФ N 14, Пленума ВАС РФ N 8 от 2 апреля 1997 г. "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" <10>. Последнее Постановление утратило силу и не применяется, вместо него действует Постановление Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 <11> "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах", в котором прямой ответ на поставленный вопрос не дается. Однако иногда суды признают эту возможность; ФАС ВСО в Постановлении от 21 февраля 2005 г. <12> указал, что крупная сделка может быть признана судом имеющей юридическую силу и создающей для общества вытекающие из нее права и обязанности, если при рассмотрении спора будет установлено, что в последующем данная сделка была одобрена советом директоров (наблюдательным советом) либо общим собранием акционеров общества. Применительно к крупным сделкам автономного учреждения их последующее одобрение невозможно, поскольку в п. 1 ст. 15 Федерального закона N 174-ФЗ содержится прямое указание на необходимость предварительного одобрения наблюдательного совета. Объяснение такого жесткого регулирования следует искать, вероятно, в уже упоминавшемся стремлении государства как собственника передаваемого автономному учреждению имущества свести к минимуму возможность вывода активов учреждения. Небезынтересна схема отношений "руководитель учреждения — наблюдательный совет". Согласно п. 9 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ наблюдательный совет рассматривает предложения руководителя о совершении крупных сделок и принимает по нему решение, обязательное для руководителя (п. 5 ч. 1 ст. 11). Термин "обязательное" в Федеральном законе N 208-ФЗ и Федеральном законе N 14-ФЗ не используется, поэтому интересно, в чем заключается смысл такой обязательности. Вполне очевидно, что решение уполномоченного органа управления акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью является для единоличного исполнительного органа обязательным в том смысле, что решение о неодобрении сделки влечет невозможность ее совершения руководителем, тогда как решение об одобрении — обязательное при совершении сделки, но не обязывающее руководителя ее совершить, условие. Исходя из этого понимания, использование термина "обязательное" выглядит не совсем удачным с точки зрения юридической техники, поскольку может быть истолковано в качестве основания, предопределяющего действия руководителя учреждения. Логика рассуждения может выглядеть так: наблюдательный совет сделку одобрил, решение наблюдательного совета для руководителя обязательно, значит, руководитель обязан совершить эту сделку, несмотря ни на что. Допущение правильности предложенного толкования заставит пересмотреть основные идеи процедуры волеобразования и волеизъявления юридических лиц. Применительно к акционерным обществам Н.В. Свалова отмечает, что в случае принятия общим собранием акционеров решения об одобрении крупной сделки и уклонения директора от подписания необходимого документа "воля юридического лица на совершение сделки образована, но не выражена надлежащим образом вовне" <13>. Принятие предлагаемого толкования термина "обязательное" заставило бы по-новому взглянуть, во-первых, на термин "одобрение", который предполагает выражение уполномоченным органом юридического лица согласия на совершение сделки, во-вторых, привело бы к ситуации, при которой окончательное решение о заключении или незаключении сделки оказалось бы в компетенции не единоличного исполнительного органа юридического лица, а наблюдательного совета.
В случае с автономными учреждениями законодатель использовал понятия "отчуждение" и "передача в пользование", соединив их словами "а также" и избежав тем самым их синонимичности. На наш взгляд, подобная формулировка однозначно исключает какие-либо разночтения и разделяет понятия "отчуждение имущества" и "передача имущества в пользование". Более того, в ст. 78 Федерального закона N 208-ФЗ прямо говорится об отчуждении или возможности отчуждения имущества, и ничего не говорится о возможности передачи имущества в пользование, что также подтверждает необходимость при определении крупных сделок принимать в расчет только случаи отчуждения имущества, а не передачи его в пользование. Предложенное Федеральным законом N 174-ФЗ уточнение рассматриваемых понятий может быть использовано в дальнейшем при рассмотрении споров о крупных сделках с участием хозяйственных обществ.
Энциклопедия решений
Пробелы, существующие в нормативной базе, могут быть устранены органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Так, учредитель может издать нормативный правовой акт, устраняющий любые неопределенности в порядке определения размера крупной сделки и ее согласования (одобрения), распространив действие этого документа на все подведомственные бюджетные и автономные учреждения (см. также письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/296).
Сделка признается крупной, если ее цена либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 % балансовой стоимости активов бюджетного (автономного) учреждения (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; далее — Закон N 7-ФЗ; ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее — Закон N 174-ФЗ).
Определение Крупной Сделки Для Автономных Учреждений В 2020 Году
В настоящее время бухгалтерская отчетность автономных учреждений формируется в соответствии с "Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений", утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее — Инструкция N 33н).
Очевидно, что балансовая стоимость активов автономного учреждения — понятие более широкое, чем стоимость его нефинансовых активов. Ведь помимо основных средств, материальных запасов, готовой продукции в состав активов учреждения также включаются денежные средства, дебиторская задолженность и другие показатели.
Образец решения об одобрении крупной сделки
В 2020 году случается так, что заказчики отклоняют участника, если в решении указана общая сумма одобряемых сделок, а не каждого соглашения в отдельности. Поэтому рекомендуем использовать формулировку «Одобрить совершение сделок от имени Общества с ограниченной ответственностью «_______________» по результатам проведенных процедур закупок товаров, работ, услуг. Сумма каждой такой сделки не должна превышать сумму ____________ (_____________) рублей 00 копеек».
А вот включать эту информацию в состав второй части заявки не обязательно. Считается, что если поставщик не предоставил подобные данные, то заключение контракта не попадает в рассматриваемую категорию. Но, как показывает практика, даже решение единственного участника об одобрении крупной сделки на всякий случай прикладывают к общему пакету документов. Здесь важно не совершить ошибку. Иначе есть риск отклонения участника аукциона из-за того, что он предоставил недостоверные сведения. Такие случаи оспаривают в ФАС, но при этом увеличивается период заключения контракта.
Вопрос: Крупная сделка автономного учреждения заключается с одобрения наблюдательного совета
Решение об одобрении крупной сделки может расцениваться как обязательное при совершении сделки, но не обязывающее руководителя АУ ее совершить условие. В то же время использование термина «обязательное» может быть истолковано в качестве основания, предопределяющего действия руководителя учреждения по обязательности совершения крупной сделки в случае ее одобрения наблюдательным советом. Однако ее совершение может уже и не быть актуальным, к тому же получается, что окончательное решение о заключении или незаключении крупной сделки оказывается в компетенции не единоличного исполнительного органа юридического лица, а наблюдательного совета.
Согласно ст. 15 Закона об автономных учреждениях крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета АУ. Наблюдательный совет АУ обязан рассмотреть предложение руководителя учреждения о совершении крупной сделки в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета АУ, если уставом учреждения не предусмотрен более короткий срок.
Балансы учреждений: что планируют изменить и к чему это приведет
Очевидно, что изменение структуры актива баланса несколько изменит объем сделок, относимых к крупным, для автономных и бюджетных учреждений. Определение размера крупной сделки на основе данных баланса за 2020 год для этих учреждений будет актуально в следующем 2020 году. При этом пока трудно сказать насколько принципиально изменится размер крупной сделки, определяемый по проекту баланса ф. 0503730, но однозначно несколько иной может стать стратегия учреждений в отношении своих активов, отражаемых на отчетную дату.
- нематериальные активы и их амортизации,
- непроизведенные активы и их амортизации,
- материальные запасы,
- нефинансовые активы в пути.
Таким образом, можно предположить, что отнесение имущества бюджетных и автономных учреждений к особо ценному для Минфина уже не будет играть значимой роли, начиная с отчетности за 2020 год.
Определение Крупной Сделки Для Автономных Учреждений В 2020 Году
У наблюдательного совета автономного учреждения есть обязанность рассмотрения предложений о совершении сделки, в совершении которой есть заинтересованность, в течение 15 календарных дней с того момента как поступает такое предложение председателю наблюдательного совета автономного учреждения, в случае если устав автономного учреждения не предусматривает более короткий срок. Решения одобрения сделки, в совершении которой есть интерес, принимает большинство голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения, которые не заинтересованы в совершении данной сделки. Когда лица, заинтересованы в совершении сделки, и составляют в наблюдательном совете автономного учреждения большинство, то решения об одобрении сделки, в совершении которой есть интерес, принимает учредитель автономного учреждения.
Крупной сделкой бюджетного учреждения называется сделка, либо несколько взаимосвязанных сделок, которые связаны с распоряжением денежными средствами, отчуждением другого имущества (которое согласно федеральному закону бюджетное учреждение имеет право на распоряжение самостоятельно), а также с передачей данного имущества на пользование либо залог с тем условием, что цена этой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества выше 10 процентов балансовой стоимости актива бюджетного учреждения, который определяется по бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, в случае когда устав бюджетного учреждения не предусматривает меньший размер крупной сделки [6].