Содержание
Обратите внимание, объект относят к ОС, если он является активом. А это означает, что он приносит экономическую выгоду или имеет полезный потенциал. С выгодой все более или менее понятно. А что такое полезный потенциал?
Действия бухгалтера
- используется для выполнения государственных, муниципальных функций в соответствии с целями создания учреждения; для управленческих нужд;
- необязательно обеспечивает поступление денежных средств;
- его можно обменять на другие активы или погасить им обязательства.
Шаг 1. Провести инвентаризацию
Если установлено, что объекты имущества неэффективны для дальнейшей эксплуатации и ремонта, не соответствуют критериям актива, то по решению комиссии по поступлению и выбытию активов такие объекты учитывают на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Это требование п. 335 Инструкции № 157н.
- письмо с указанием причин списания имущества, согласованное с учредителем;
- перечень имущества, предлагаемого к списанию, с указанием суммы начисленной амортизации и остаточной стоимости имущества на дату обращения в ДУМИ;
- копию приказа руководителя учреждения о создании комиссии, осуществляющей функции по списанию имущества,
- сводный акт на списание имущества;
- заключение о непригодности имущества к дальнейшему использованию;
- копию протокола о рассмотрении наблюдательным советом автономного учреждения вопроса о списании имущества (для автономных учреждений).
Муниципальные автономные и бюджетные учреждения не вправе предоставлять муниципальное недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ними на праве оперативного управления или приобретенное за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, в безвозмездное пользование лицам, не перечисленным выше.
Основные моменты, на которые хотелось бы обратить внимание
- опись закладываемого имущества, справку о его залоговой стоимости, справку о его балансовой стоимости на последнюю отчетную дату, подписанную руководителем Учреждения, его главным бухгалтером и скрепленную печатью Учреждения;
- социально-экономическое обоснование совершения сделки, обеспечиваемой залогом, которое, в том числе, должно содержать:
Исчерпывающий перечень имущества, составляющего государственную казну РФ, казну субъекта РФ, казну муниципального образования, на законодательном уровне не определен. Источники формирования и состав имущества казны устанавливаются нормативными правовыми актами собственника.
Источники формирования и состав казны
Суммы амортизации, начисленной на объекты имущества казны, учитываются на соответствующих счетах счета 0 104 50 000 «Амортизация имущества, составляющего казну» (п. 89 Инструкции N 157н, п. 18 Инструкции N 162н):
Документальное оформление операций по движению объектов казны
Амортизация имущества казны. По объектам нефинансовых активов, включенным в состав государственной (муниципальной) казны по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения), амортизация отражается в размере сумм, учтенных (начисленных) последним правообладателем (п. 94 Инструкции N 157н).
- Имущество, что было передано в рамках законодательства о разграничении общей госсобственности на федеральную собственность, собственность российских субъектов и, наконец, на собственность муниципальных образований.
- Имущество, что было вновь создано или приобретено на средства, поступающие в муниципальную казну на законных основаниях.
- Государственное имущество, переданное в установленном законодательством порядке муниципальному образованию.
- Собственность, оставшаяся после ликвидации муниципальных учреждений.
- Имущество, исключенное из списка хозяйственного владения муниципальных унитарных организаций.
- Собственность, безвозмездно переданная муниципалитету физическими или юридическими лицами.
- Перешедшая в муниципалитет на основании договор о купле-продаже имущества — движимого и недвижимого.
- Собственность, поступившая в казну по иным, но не конфликтующим с законодательством основаниям.
Что же относится к последней категории? Бюджетные средства или государственная собственность муниципальных образований государства. Что это такое, подробно рассказывает ФЗ № 131 (2003). Закон разъясняет, какие муниципальные образования есть на территории России:
Понятие муницапального образования
Понятие «казна» не нуждается в представлении. Но что же такое муниципальная казна муниципального образования? Чем этот термин отличается от общего понятия? Что конкретно входит в такую казну? Каким образом она формируется? Какие правовые акты регулируют этот процесс? На все эти и другие важные вопросы мы ответим далее в статье.
при закреплении права оперативного управления, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе при реорганизации — по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (410111310-410113310, 410115310, 410118310, 410121310-410128310, 410131310-410138310) и кредиту счета 440110180 „Прочие доходы»;
Отражение в учете передачи НФА
в иных случаях от резидентов Российской Федерации и физических лиц нерезидентов Российской Федерации — по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 210100000 „Основные средства» (210111310-210113310, 210115310, 210118310, 210121310-210128310, 210131310-210138310) и кредиту счета 240110180 „Прочие доходы»» (п. 9);
Учет передачи НФА между бюджетными, казенными и автономными учреждениями
Согласно пункту 276 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, счет 30404 «Внутриведомственные расчеты» предназначен только «для учета расчетов между главным распорядителем, распорядителями и получателями бюджетных средств, находящимися в их ведении (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета; главным администратором доходов бюджета, администраторами доходов бюджета, а также для расчетов между головным учреждением и его обособленными структурными подразделениями по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между ними».
- Дебет 2 104 ХХ 411 Кредит 2 101 ХХ 410 — отражена передача объекта учета в размере начисленной по нему амортизации;
- Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 101 ХХ 410 — отражена передача объекта учета в размере его остаточной стоимости.
Основания для безвозмездной передачи (поступления) основных средств
Во второй ситуации учреждению необходимо самостоятельно определить справедливую стоимость поступившего имущества, подтвердив ее документально. В случае невозможности определения такой стоимости допускается учет объектов в условной оценке, равной одному рублю. Поступление амортизации для второй ситуации не предусмотрено. То есть амортизация начинает начисляться уже в бюджетном учреждении. Это актуально даже для ситуаций поступления бывшего в употреблении имущества.
Учет безвозмездной передачи основных средств
Как правило, бюджетные учреждения лишены права самостоятельного распоряжения основными средствами, находящимися в их оперативном управлении. Ведь одновременно данные объекты представляют собой государственную (муниципальную) собственность.
Обесценение нефинансовых активов учитывается на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета в разрезе соответствующих видов имущества. Новыми группами являются (п. 151.6 Инструкции № 157н): 60 «Обесценение прав пользования нематериальными активами»; 70 «Обесценение непроизведенных активов»; 80 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов».
Нефинансовые активы.
На этом счете учитываются бланки строгой отчетности, выданные ответственным лицам с мест хранения (со склада) для их оформления (использования в рамках хозяйственной деятельности учреждения) или находящиеся у ответственных лиц с момента их приобретения (изменен п. 337 Инструкции № 157н).
Исправление ошибок.
– идентификационных номеров расчетов по выплатам (учетных номеров денежных обязательств), с указанием при учете расчетов по целевым выплатам (по счетам 0 206 40 000 и 0 206 80 000) дополнительного аналитического признака, идентифицирующего целевое назначение средств, предоставляемых с условиями при передаче активов, правовых оснований предоставления авансовых выплат (по необходимости).