Специфика деятельности педагога дополнительного образования с детьми в сельской местности

Научный анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, данные о состоянии деятельности организаций дополнительного образования детей в регионах РФ позволили обосновать проблемное поле исследования.

Особенности педагогического обеспечения деятельности организаций дополнительного образования детей

Теоретико-методологическими аспектами дополнительного образования занимались П.П. Блонский, А.А. Бодалев, Л.Н. Буйлова, В.П. Голованов, Т.Н. Гущина, С.В. Данилов, Е.Б. Евладова, С.Б. Кочнева, С.В. Кульневич, Б.В. Куприянов, Ю.Д. Лебедев, Б.Т. Лихачев, Л.Г. Логинова, М.Н.Поваляева, М.И. Рожков, А.Б. Фомина, И.И. Фришман и др. Отдельные вопросы педагогики организаций дополнительного образования детей раскрывают в своих трудах А.Г. Асмолов, Л.В. Байбородова, А.К. Бруднов, А.В. Золотарева, Н.В. Кленова и др.

Теоретическое обоснование модели педагогического обеспечения деятельности организаций дополнительного образования детей

Понятие деятельности ввел в философию в XVIII веке И. Кант, но полное и содержательное толкование было дано в философии XIX века Г. Гегелем, Л. Фейербахом. Необходимо отметить, что сама категория деятельности недостаточно разработана, поэтому привлекает внимание методологов науки. По мнению А.Г. Асмолова, «деятельность представляет собой динамическую, саморазвертывающуюся иерархическую систему взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности» [6]. Исследованию данного вопроса посвящены труды многих ученых А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна и др. Следовательно, сущность деятельностного подхода раскрывается на основе общепсихологической теории деятельности как процесса трансформации движения деятельности, её развития.

В отличие от учителей школ и преподавателей вузов, педагоги дополнительного образования не могут давать ученикам объемные домашние задания — иначе у учащихся просто не останется времени на основную учебу и на отдых. Нужно соблюдать баланс между навыками, которые оттачивает ученик, и временем, которое он тратит.

В отличие от основного образования, от дополнительного можно отказаться в любой момент. Мотивацией для обучения в вузах, колледжах и школе служит возможность получить знания, навыки и, конечно, документы, с помощью которых можно устроиться на работу. Но для тех, кто посещает кружки, секции и факультативы, такая мотивация не действует. И преподавателю важно об этом помнить — если его уроки не будут нравиться и приносить пользу, ученик просто не придет на следующее занятие. Именно поэтому учителю стоит уделить максимум внимания индивидуальной работе с каждым ребенком, созданию и поддержанию хорошей атмосферы на уроках, развитию талантов и поиску тех плюсов, ради которых ученики будут ходить на занятия на постоянной основе.

Рекомендуем прочесть:  Оплата за капремонт после 70 лет

Специфика работы

  • Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам. В списке обязанностей — отбор учеников (обычно это предполагает работу в комиссии), подготовка учащихся к соревнованиям, конкурсам, выставкам и другим мероприятиям, помощь в развитии талантов и в коррекции поведения, разработка образовательных программ, оценка и аттестация учеников, консультирование детей и их родителей (в том числе на родительских собраниях), организация и проведение досуговых мероприятий.
  • Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ. Специалист этого направления не учит детей сам, а помогает в работе своим коллегам. Он изучает рынок услуг дополнительного образования, разрабатывает программы и формирует предложения, которые, на его взгляд, будут пользоваться спросом. Также он консультирует педагогов, оценивает и утверждает или отклоняет разработанные ими программы, подбирает курсы переподготовки или повышения квалификации для специалистов. Кроме того, в его обязанности входит посещение и анализ занятий и досуговых мероприятий, которые проводят педагоги дополнительного образования, а также разработка рекомендаций по улучшению этих мероприятий и уроков.
  • Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ. Специалист этого направления разрабатывает и проводит массовые мероприятия (выставки, соревнования и пр.), организует набор учащихся и следит за тем, чтобы все группы были укомплектованы, привлекает новых учеников, взаимодействует с органами власти, социальными партнерами и другими организациями по вопросам образования и проведения мероприятий. Кроме того, такой специалист контролирует и координирует работу педагогов и анализирует результаты реализации образовательных программ.

5 ЦЕЛЬ реализации модели доступного дополнительного образования создание условий для раскрытия творческого потенциала личности, ее самореализации и самоопределения, повышения доступности, современного качества и эффективности дополнительного образования, сохранение лучших традиций и накопленного опыта дополнительного образования по различным направлениям деятельности в сельской школе с развитой инфраструктурой.

Похожие презентации

6 ЗАДАЧИ: Образовательная удовлетворение и развитие познавательных потребностей ребенка в интересующем его виде деятельности Социально- адаптивная дать учащемуся социально значимый опыт взаимодействия, «ситуации успеха», самоутверждения социально одобряемыми способами Развивающая развитие интеллектуальных, творческих и физических способностей учащихся Воспитательная формирование коммуникативных навыков, воспитание ответственности, коллективизма, толерантности и патриотизма.

Презентация на тему: » МОДЕЛЬ организации доступного дополнительного образования в сельской школе с развитой инфраструктурой.» — Транскрипт:

3 Дополнительное образование совокупность образовательных программ и услуг для удовлетворения образовательных потребностей детей и взрослых за пределами основных образовательных программ (Национально-образовательная инициатива «Наша новая школа»)

В исследовании мы придерживаемся мнения В.Д.Шадрикова: «одаренность – системное качество совместно работающих и особым образом структурированных функциональных систем, реализующих психические функции, которые включены в индивидуальную деятельность, имеют индивидуальную меру выраженности, могут проявляться в экстраординарных достижениях, а могут находиться в латентном состоянии» [6, с. 59]. Одаренность описывается через центральные категории педагогической науки система, системные качества, индивидуальная деятельность, психические функции.

Рекомендуем прочесть:  Текст Федерального Закона 66 Фз О Садоводческих Товариществах С

интегральная системная часть общественного организма, подчиненная в своем развитии этому целому (Она обретает исключительно важную функцию одного из фундаментальных механизмов современной индустриальной и постиндустриальной цивилизации, обеспечивающих общественное развитие интенсивного типа, являющееся основанием этой цивилизации.);

Похожие статьи

Мотивационно-смысловой критерий самореализации одаренного подростка оценивался путем изучения доминирующего мотива внеучебной деятельности на основе методики изучения мотивации М.Р. Гинзбурга. В ходе анализа результатов методики нами было выявлено: имеют преобладание внутренней мотивации 20% одаренных подростков, преобладание внешней мотивации – 50%, не выражено мотивации у 30% одаренных подростков; стремление к успеху – у 40%, к избеганию неудач – 0%, не выражено – 60 %; преобладание активной реализации мотивов – 10%, отсутствие реализации мотивов – 30%, не выражено – 60%.

Наконец, необходим педагогический оптимизм — черта, которая поможет вам верить в способности ребенка, снова и снова помогать ему развивать таланты, даже если его результаты смотрятся блекло на фоне прогресса других учеников. Иногда для блистательного успеха нужна долгая подготовка, и хороший преподаватель это понимает.

Каким должен быть педагог дополнительного образования?

  • Педагогам дополнительного образования, в отличие от учителей-предметников, нужно уметь привлекать и удерживать учеников. Их занятия не обязательны для посещения, поэтому если отношения с ребенком не сложились, он просто перестанет ходить на уроки. Иногда у преподавателя есть всего один шанс произвести хорошее впечатление на ученика и родителей.
  • Раз в 5 лет нужно проходить обязательную аттестацию. Специальная комиссия решает, имеет ли право работать педагог дополнительного образования (соответствие должности) и если да, какую квалификацию ему присвоить. К аттестации нужно долго готовиться — собирать перечни программ, копии своих научных статей и докладов, результаты работы с учениками и родителями (анкеты, отчеты, копии грамот и дипломов за призовые места на соревнованиях и пр.), отчитываться о повышении собственной квалификации и т. д.
  • Иногда дети приходят в секцию или кружок, потому что этого хотят родители. С такими учениками работать труднее. Более того, бывают случаи, когда приходится объяснять родителям, почему ребенка нельзя учить из-под палки.

Чем занимается педагог дополнительного образования?

Ознакомьтесь с программами по теме и выберите подходящую. После обучения и успешной сдачи экзаменов вы получите диплом государственного образца и сможете работать педагогом дополнительного образования , в том числе в госучреждении.

Ссылка на основную публикацию